Про книгу
О чем книга
Со всеми людьми, которых мы встречаем в нашей жизни, мы ведем себя по-разному. С кем-то спокойно и уверенно обсуждаем дела, с другими разговариваем строго и считаем наше мнение самым важным, а с третьими чувствуем себя беспомощными. Эрик Берн предположил, что так в разных ситуациях проявляются три состояния нашего «Я» — Родитель, Взрослый и Ребенок.
Он пришел к выводу, что в каждую минуту жизни мы находимся в одном из этих состояний, причем они могут сменять друг друга быстро и часто. Например, директор компании разговаривает со своим подчиненным с позиции Взрослого. Тот ему возражает и руководитель переходит в состояние обидевшегося Ребенка, а через несколько минут начинает указывать на ошибки работника из состояния Родителя. Одну единицу общения между людьми Эрик Берн назвал транзакцией, а подход — транзактным анализом.
Все три состояния «Я» должны взаимодействовать между собой и между тремя «Я» собеседника. Часто из-за того, какое поведение знакомо человеку с детства, одно из состояний берет вверх и начинает руководить им, вовлекая его в игру. Игры — это коммуникация с другими людьми, которая включает повторяющийся набор транзакций, которые выглядят правдоподобно, но при этом содержат скрытый мотив. Люди стремятся — часто бессознательно — извлекать из таких игр эмоциональный «выигрыш», который совсем не похож на то, чего можно было бы в рациональном смысле ожидать от выигрыша или проигрыша в игре.
Люди часто участвуют в таких играх в семейных и деловых отношениях. Наличие постоянного партнера, который бессознательно предпочитает играть в те же игры, приводит к тому, что они могут проигрываться на протяжение всей совместной жизни. И с одной стороны, они ее упрощают, потому что игры предсказуемы, регулярно повторяются и делают отношения стабильнее. С другой стороны, они могут разрушить семью, привести к накоплению отрицательных эмоций и сделать жизнь партнеров несчастной.
Чем книга может быть полезна
Психологические игры, которые открыл и описал Эрик Берн, могут позволить нам лучше понимать поведение людей и определять, почему иногда мы неадекватно реагируем на нейтральные события. Оказывается, мы все неосознанно участвуем в таких играх, которые повторяются с нами самого детства, но в разных ситуациях. Почти из-за всех «игр, в которые играют люди» возникают конфликты и сложности в общении. В книге содержится их перечень и описания с наглядными примерами: «Судебная камера», «Попался, сукин сын», «Вот что я из-за тебя надела», «Загнанная женщина», «Дурачок» и другие. Всего Эрик Берн описал 120 игр, в некоторых из которых читатель может с удивлением узнать себя.
В чем книга поможет разобраться
Книга «Игры, в которые играют люди» понравится читателям, которые хотят:
- узнать больше о взаимоотношениях людей и разобраться в том, почему мы поступаем так, а не иначе;
- перестать подчиняться родительским установкам;
- обсуждать любые темы на простом языке и быть уверенным, что тебя правильно поняли;
- узнать, как можно добиться равновесия трех Я-состояний с помощью усиления роли Взрослого;
- распознавать манипуляции и уловки умелых игроков.
Когда и почему книга написана
В 1956 году заявление Эрика Берна о членстве в Психоаналитическом институте Сан-Франциско было отклонено в третий раз. Это событие послужило отправной точкой к реализации собственных амбиций — разработке нового подхода в психотерапии.
До 1956 года Эрик Берн успел опубликовать две работы, которые были основаны на его наблюдениях за пациентами во время групповой терапии в психиатрической клинике Сан-Франциско. Он обратил внимание на то, как люди взаимодействуют друг с другом и определил, что в каждом человеке присутствуют несколько эго-состояний. Эти состояния определяют, как каждый человек ведет себя в общении с другими и к чему это приводит.
В первой статье Берн объяснил идею разделения двух эго-состояний — «Взрослого» и «Ребенка». Во второй работе он показал трехстороннюю схему — «Родитель-Взрослый-Ребенок», назвав ее «новым подходом в психотерапии». После публикации в 1958 году третьей статьи о методе групповой терапии транзактный анализ был назван новым способом диагностики и лечения и стал постоянной частью психотерапевтической литературы.
В 1964 году Эрик Берн издает книгу «Игры, в которые играют люди», в которой представляет идеи, касающиеся анализа психологических игр. В течение трех лет книга была распродана в количестве 600 тысяч экземпляров и более двух лет оставалась в списке бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс».
Читаете Берна?
Приходите обсуждать
Про автора
Эрик Берн. 1910-1970 гг. Канада
Родился в семье врача и писательницы. Он был очень привязан к отцу, который лечил пациентов и брал его с собой на обходы. Играя с другими детьми, Эрик часто изображал доктора и придумывал разные способы воздействия, чтобы уговорить друзей исполнять роли пациентов.
Отец Эрика умер от туберкулеза в 1921 году. Мать старалась поддержать сына в этот период, так как знала, как они были близки. Именно она научила Эрика грамотно писать и привила любовь к книгам. С ее подачи в более взрослом возрасте он начал описывать психиатрические открытия и публиковать эссе. Позже в посвящении книги «Транзактный анализ в психотерапии» Берн написал: «В память о моем отце Дэвиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных».
Эрик Берн учился в университете Макгилла, где получил степень бакалавра гуманитарных наук, а позже стал доктором медицины. Потом он перебрался в Америку, где окончил интернатуру и ординатуру по психиатрии.
Кто повлиял на его взгляды
В 1941 году в Нью-Йорке Эрик Берн прошел специальный учебный курс у Поля Федерна, бывшего коллеги Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа. Работы Фрейда в то время сильно на него повлияли, и позже о своем подходе в психиатрии он написал: «если представить теорию транзактного анализа в виде яблока, то психоанализ будет его сердцевиной».
Со временем Берн в своих работах все дальше отходил от психоанализа в своем классическом понимании. Он считал, что психоаналитик должен общаться с пациентом «на равных» больше, чем это было принято. Берн назвал такой подход «транзакционным» и противопоставлял его традиционному подходу «врач — пациент».
Чем автор известен
Эрик Берн известен как создатель транзактного и сценарного анализа. Разработанные им теории были изложены в шестнадцати работах, а книга «Игры, в которые играют люди» принесла ему мировую славу. Эта книга сделала транзактный анализ важным инструментом в психотерапии и вписала имя Эрика Берна в историю.
Ученики Эрика Берна
Клод Штайнер. В 1957 году Клод Штайнер познакомился с Эриком Берном, вместе с которым стал основателем Международной ассоциации транзактного анализа. Разработал концепции «Экономия поглаживаний» и «Сценарная матрица», был награжден за них премией Эрика Берна в 1971 и 1980 гг. Написал 9 книг, в том числе терапевтическую «Сказку о Пушистиках» для детей и книгу «Сценарии жизни людей», которая стала бестселлером и была переведена на 11 языков мира.
Стивен Б. Карпман. Познакомился с Эриком Берном во время работы психиатром в Калифорнии. В 1968 году он описал психологическую модель взаимодействия между людьми в транзактном анализе, которую назвал Треугольником Карпмана. Модель показывает три роли — жертву, преследователя и спасителя — которые периодически меняются ролями, манипулируют друг другом и портят жизнь себе и окружающим. За эту работу в 1972 году ему присудили Памятную научную награду Эрика Берна.
Фанита Инглиш. Прошла обучение транзактному анализу под руководством Эрика Берна. Известна как основатель понятия «эписценарий» — губительный тип сценарного послания, который может наложить Родитель. Фанита Инглиш внесла значительный вклад в концепцию об аутентичных и неаутентичных чувствах.
Также учениками Эрика Берна считаются Роберт и Мэри Гулдинг, Томас Харрис, Джули Хей, Тайби Калер и многие другие.
Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, — это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам.
Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет.
Родители считают ребенка достигшим зрелости, когда он ведет себя так, как они ему велят, а не так как ему самому хочется.